Статьи

Опыты и наблюдения по изучению свойств бумаги

Предыдущая страница

1. Изучение строения бумаги.

Рассмотрите бумагу на свет. Обратите внимание на светлые участки и сгущения- Это происходит из-за неравномерного распределения волокон бумажной массы.

Рассмотрите бумагу низкого качества (оберточную, пакетную). Обратите внимание на механические примеси.

Рассмотрите оборванный край листа бумаги на свет или через лупу. Обратите внимание на мельчайшие волоконца на месте обрыва.

Разорвите лист бумаги, сложенный пополам и проглаженный. Обратите внимание, что бумага легко рвется по проглаженной линии, так как в этом месте прочность бумаги понизилась: волокна от проглаживания прогнулись и частично сломались.

Согните лист толстой бумаги в любом направлении. Обратите внимание, что линия сгиба будет неровной, с заломами. Проведите на таком же листе бумаги линию по линейке тупым концом ножниц, согните лист по намеченной линии. Обратите внимание, что бумага легко и ровно сгибается.

2. Определение направления волокон бумаги.

— Оторвите несколько полосок бумаги сверху вниз. Поверните лист в любую сторону на 90 градусов и снова оторвите несколько полосок сверху вниз. Обратите внимание, что в одном случае удается оторвать ровные подоски — волокна находятся вдоль листа, в другом — линия отрыва неровная, значит волокна находятся поперек листа.

— Отрежьте две одинаковые по длине и ширине полоски от горизонтальной и вертикальной сторон одного листа бумаги. Возьмите обе полоски за один конец и держите вверх. Обратите взимание, что одна полоска прогибается слегка — она отрезана со стороны продольного расположения волокон, другая прогибается сильнее — она отрезана со стороны поперечного направления.

— Проведите мокрой кистью по краям бумажного листа. Обратите внимание, что с одного края бумага свернется равномерно, значит волокна располагаются вдоль, с другой — край листа станет волнистым — волокна располагаются поперек.

— Вырежьте из листа бумаги круг. Смочите края мокрой кисточкой. Обратите внимание, что бумага скручивается со стороны продольного расположения волокон.

Изучение различных свойств бумаги.

— Разрежьте лист бумаги пополам. Одну половинку смочите. Обратите внимание, что мокрая бумага легко рвется, так как потеряла прочность, сухая же сохранила ее.

— Капните по капле воды на промокательную, писчую, газетную бумагу и проследите, в какой последовательности впитывается вода. Обратите внимание, что вода плохо впитывается в бумагу лучших сортов.

— Сверните бумагу в трубочку, перевяжите ее и положите в сухое место. Через несколько дней снимите завязку. Обратите внимание, что бумага сохранила приданную ей форму, так как понизилась влажность и волокна потеряли свою гибкость.

— Оставьте по одному экземпляру от нескольких парных образцов разной бумаги на 10 дней на освещенном месте. Другие экземпляры спрячьте в конверт. Обратите внимание, что по истечении намеченного срока бумага, оставленная на солнце, пожелтела и выцвела.

Опыты и наблюдения по изучению различных свойств бумаги необходимо включить почти в каждый урок, отведенный данной темой. Этому виду работы на занятии отводится не более 35 минут. Результаты изучения свойств бумаги используют при выполнении практических работ.

С детьми можно собрать различные коллекции бумаги. Например, «Виды и сорта бумаги», «Изделия из бумаги», «Виды цветной бумаги» и др. Участие детей в сборе материала для коллекции, в его обработке и оформлении (на стенде, в альбоме, на листах и т. д.) позволяет собрать большое количество самых разнообразных образцов.

Важное место в работе с бумагой занимает конструирование. В данном разделе мы предлагаем поделки, выполненные в технике оригами».

Далее

Содержание